Историческое наследие Бали: путешествие сквозь века

История Бали и Ломбока

Холмы и боги гор являются яркими персонажами в балийских легендах. Ландшафт островов глубоко повлиял на их культурную, политическую и экономическую жизнь на протяжении тысячелетий. Старинные традиции удивительно хорошо сохранились, несмотря на последовательные воздействия колониализма, политических конфликтов и туристической индустрии.
Балийцы и сасаки (коренные жители Ломбока) считаются потомками мигрантов из южного Китая, которые прибыли примерно в 2000 году до нашей эры. Их наследие, вероятно, включает выращивание риса в качестве основной культуры, ремесло металлообработки и распространение горных культов. Эти культурные черты, до сих пор явно прослеживающиеся в традиционной жизни балийцев, указывают на широкие аффинности с другими народами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Ранние королевства

О Бали и Ломбоке существует немного письменных записей до 20-го века, и ни одной до 1365 года о Ломбоке, но древние артефакты свидетельствуют о существовании индуистских королевств и продолжительном влиянии Явы. Надпись на столбе в Беланджонге, Санур, датированная 914 годом нашей эры, указывает на установление отношений до этой даты между Бали и буддийской династией Санджая из Центральной Явы. В Центральной Бали остались следы индуистско-буддийского королевства, датируемого 10-13 веками, чей центр был рядом с современными Педженгом и Бедулу. В 11-м веке были построены Королевские памятники Гунунг Кави, чтобы почтить короля Анак Вунгсу и его королеву Бетари Мандул. Эдикты этого короля были найдены в Сангсите на северном побережье и даже в Клунгкунге на юге, что указывает на то, что он был правителем всего острова. Возможно, что Пура Тегех Корипан была построена для чтения памяти о нем. Правление Анак Вунгсу, начавшееся примерно в 1025 году, было периодом тесных контактов с Явой. Его мать была яванской принцессой, отец - балийский король Удайана, а его старший брат - великий Аирлангга, правитель большого королевства на Восточной Яве.
Современником Анак Вунгсу был Мпу Кутуран, который, как полагают, установил треххрамовую систему, общую для балийских деревень: пура пусех (храм происхождения), пура деса (храм деревни) и пура далем (храм мертвых).
В раннем Бали существовало значительное китайское влияние. Кэпэнги (китайские монеты) были в обращении с 7 века н.э., фигурки Баронга с драконьими чертами считаются китайского происхождения, а в 12 веке король Джаяпангус Бали женился на китайской принцессе.

Маджапахит Бали (Majapahit Bali)

Святилище в храме Pura Maospahit в Денпасаре было установлено в период Маджапахит
Бали сохранила свою независимость от королевств Восточной Явы до 1284 года. В этом году король Сингасари Керта негара отправил в Бали враждебный экспедиционный отряд, в результате чего остров вошел в политическую сферу Явы.
Преемник Кертанегары на Восточной Яве, Раден Виджайа, основал королевство Маджапахит, которое за следующие два века стало крупнейшей империей в Юго-Восточной Азии. Бали не была полностью подчинена Маджапахит до 1343 года, когда яванский премьер-министр Гаджа Мада победил короля в Бедулу. Власть Маджапахита была наконец установлена в Гелгеле.
Короли Гелгеля правили с помощью местных вождей под надзором Маджапахита. Некоторые деревни отказались принять религиозные и социальные обычаи Маджапахита. Эти люди, теперь известные как Бали Ага ("оригинальные балийцы"), остались изолированными в своих поселениях и стали культурно отличаться от большинства населения.
Маджапахит сформировал культуру, которая сохранилась на Бали до сегодняшнего дня, включая архитектурные, танцевальные и театральные формы, литературу, написанную на кави-письме, и живопись и рельефную скульптуру, влияние которых оказал на спектакли с куклами в стиле wayang. Однако со временем импортированная культура постепенно приобретала некоторые особенности более простой Бали.

Маджапахит также правил Ломбоком. В яванской хронике 1365 года Ломбок упоминается как зависимость. Истории Ломбока рассказывают о принцах Маджапахита, отправленных на Бали, Ломбок и Биму (нынешний Сумбава). Старинные индуистско-буддийские элементы в культуре Ломбока могут быть прослежены до этого периода.

Золотой век Бали

Церемониальная чаша, 15 век
К концу 15 века Бали восстановила свою независимость. Маджапахит серьезно ослаб, способствовавшее этому усилению ислама на Яве. Королевство Гельгель процветало в середине 16 века при короле Ватуренггонге, который расширил его на запад до Явы и на Ломбок до Бима. Некоторые джаванские дворяне-хиндуисты переехали в Гельгель, привнесши культуру двора Маджапахита.
Правление Ватуренггонга стало временем возрождения в хиндуистском искусстве, литературе и религии. Вокруг 1540-х годов из Явы распространились два новых течения религиозной мысли: ислам, который никогда не стал широко распространенным на Бали, и реформаторское движение в хиндуизме, возглавляемое священником Данг Хянгом Нирартхой, писателем, архитектором и религиозным учителем из Явы. Среди его реформ было введение алтаря Падмасана, посвященного Верховному Богу. Он основал, вдохновил или реставрировал многие храмы на Бали, в том числе Пура Танах Лот. Он проповедовал на Ломбоке и считается предком балийского клана Брахмана Сива, главной жреческой кинськипной группы острова.
Тем временем с 16 века Ломбок принимал ислам. Два из наиболее важных деятелей в этом процессе были Сунан Прапен, ученик исламского святого Сунан Гири, и, возможно, мифический джаванский принц Пангеран Сангупати, которого сасаки считают основателем мистического исламского секты Wetu Telu.

Восстание новых сил

Голландская карта Бали, примерно 1597 года, ясно показывающая вулканические вершины.
Конец Золотого века Бали наступил к 1597 году, когда был зафиксирован первый визит европейцев на остров. Двор в Гельгеле был невероятно богат. Но вскоре династия была свергнута новой ветвью, основанной вокруг 1650 года в Клунгкунге, где короли получили титул Dewa Agung ("великий лорд"). Вскоре династия Клунгкунга начала распадаться на более мелкие королевства. В течение следующих 250 лет войны и браки создали сложный политический ландшафт. В XVIII и XIX веках появились другие королевства, предвосхитившие современные регентства Бали. Среди них были Клунгкунг, Карангасем, Булеленг, Джембрана, Бангли, Бадунг, Джианьяр, Табанан и Менгви. Булеленг стал значительной силой при Панджи Сакти, который правил с 1660 по 1704 год. В XVIII веке соперничали Менгви и Карангасем. Менгви была разделена между своими врагами в конце 1890-х годов, но след ее прежней славы остался в комплексе королевских храмов Pura Taman Ayun. Хотя территория, правившаяся Клунгкунгом, была меньше, чем у других больших королевств, Dewa Agung сохраняли престиж, потому что их владения включали в себя важный храм Бесаких. Королевство Карангасем на востоке Бали захватило Ломбок в 1740 году; балийцы жили в западной части острова. В центре и востоке было сопротивление со стороны знати Сасаков и мигрантов Бугисов. Наоборот, контакты с Исламом увеличились на Бали. К концу XVIII века все короли Бали нанимали мусульманских наемников. Именно поэтому многие "балийско-мусульманские" деревни до сих пор существуют около того, что раньше были важными центрами двора.

Появление европейцев

Раджа Булеленга, середина 19 века.
В XVII веке на сцену вышел новый игрок – голландцы. В 1602 году они основали Объединенную Восточно-Индийскую компанию (VOC), торговую компанию, замененную в 1800 году голландской колониальной администрацией Восточных Индий.
До середины XIX века колониальное внимание голландцев было сосредоточено в Батавии (ныне Джакарта) на острове Ява. Бали практически не имела контактов с голландцами, за исключением торговли опиумом и рабами. Балийские короли продавали должников и военнопленных, а голландцы – опий.
Вид на гавань Ампенана, Ломбок
Вид на гавань Ампенана, Ломбок, ок. 1850 г.

Бурный век

Голландская кавалерия на Ломбоке, 1894 г.
19 век принес огромные страдания Бали и Ломбоку в результате извержения вулканов, голода, болезней и войн. Голландцы вторгались на острова и вели мелкие войны между королевствами. Томас Стэмфорд Раффлз (позднее основатель Сингапура) проявил некоторый интерес к Бали во время британского промежутка в правлении на Яве (1811-1816), как следствие Наполеоновских войн, что вызвало беспокойство у голландцев. Голландцы стали гораздо более настойчивыми после победы над яванцами, возглавляемыми принцем Дипанагарой, в войне на Яве 1825-1830 гг. Они также оказались в конфликте с балийскими королями по поводу спасения из кораблекрушений: короли считали груз справедливой наградой за спасение корабля и экипажа. Один из таких конфликтов с королем Булеленга в 1845 году привел к высадке голландских войск на балийской земле. Балийцы, возглавляемые блестящим тактиком Густи Джелантиком, сопротивлялись трем военным экспедициям, прежде чем были наконец побеждены в 1849 году в Джагараге; Джелантик бежал в Карангасем, где был убит в дворцовой интриге. Теперь голландцы имели прямой контроль над северными балийскими королевствами Булеленг и Джембрана. Соперничество мешало долговременному союзу между другими королевствами; большинство стремилось к помощи голландцев против своих соседей. Правитель Ломбока в это время принял голландское владычество в 1843 году. В 1849 году он присоединился к голландцам против Булеленга, нападая на союзника Булеленга Карангасем, свой родной дом. Таким образом, Карангасем стал вассалом Ломбока.

Падение старых королевств Бали

Контроль голландцев над Ломбоком был полностью установлен только в конце XIX века. В 1894 году, воспользовавшись предлогом восстания сасаков против своих балийских хозяев, голландцы атаковали и подчинили всю остров, при этом захватив и Карангасем. В 1900 году Гианьяр стал под контроль голландцев, в то время как Бангли колебался. Три королевства остались независимыми – Бадунг, Табанан и Клунгкунг.
Следующая и решающая атака голландцев произошла в связи с другим конфликтом, связанным с кораблекрушением – грабежом небольшого голландского судна, которое потерпело крушение у берегов Санура. Ситуация обострилась и переросла в политический конфликт. В сентябре 1906 года прибыл большой флот голландцев. В Денпасаре короли, принцы и браманы, одетые в белое, освятили свое оружие. Когда голландцы двинулись к городу, их встретили сотни мужчин, женщин и детей, выбравшихся из дворца Денпасара. Балийцы бросились на голландские пушки и были зарезаны. Выжившие обратили свое оружие против себя в оргии самоубийства (пупутан). В тот же день похожая трагедия произошла в близлежащем дворце Пеме-кутан. Король Табанана сдался в плен вместе со своим сыном, а через два дня они совершили самоубийство в своей камере. В Клунгкунге Дева Агунг и его придворные были убиты в другой пупутан в 1908 году. Таким образом, Бали был полностью включен в Голландские Восточные Индии.

Колониальное правление

Интерьер королевского дворца Карангасем, построенного около 1900 г.
Королевские династии были лишены своих владений и власти, поскольку голландцы набирали выживших "раджа" в свою бюрократию в качестве младшего персонала. Установив модус вивенди, Нидерланды решили сохранить Бали как "живой музей" классической культуры, демонстрирующий освещенный колониализм. Восстановление роли раджей в качестве хранителей ритуальных дел создало впечатление культурной непрерывности.
Фотография балийцев, сделанная G P Льюисом в 1920-х годах и раскрашенная для публикации.
В то же время голландцы использовали обязательный труд, ранее являвшийся королевской прерогативой, для улучшения орошения и постройки сети дорог по всему острову. Они упорядочили сельские законы и классовую структуру; новые налоги вознаграждали верную знать, но обедняли крестьянство, особенно на Ломбоке. Эти действия создали напряжение, которое впоследствии привело к возмущениям, когда постколониальные правительства подняли популярные ожидания, но не смогли решить некоторые фундаментальные социальные проблемы.

Последний рай

Король и гость у ворот, Пури Гианьяр, 1910 г.
Для иностранных посетителей, однако, Бали был райским местом. Ранние изображения, созданные голландским иллюстратором В. О. Й. Нювенкампом и немецким фотографом Грегором Краузе, вдохновили западных людей посетить остров. Голландцы осторожно поощряли туризм. Некоторые посетители оставались более постоянно, особенно в Убуде и Сануре, и представляли миру образ Бали как "остров богов", где "каждый - художник".
Тем временем, росла современная бюрократия, чьи члены вскоре составили ядро новой городской интеллигенции вместе с китайцами, арабскими и мусульманскими торговцами. Вместе с другими индонезийцами с Явы, Суматры и восточных островов они создали пан-архипелаговые политические сети, которые позже привели к индонезийскому национализму. В 1928 году лингва франка архипелага, малайский язык, был объявлен официальным языком Голландской Индии, Бахаса Индонезия.

Война и независимость

Балийские судьи при колониальном режиме, 1935 г.
В 1942 году Япония вторглась и оккупировала
Голландские Восточные Индии. Реквизиция урожая
привела к лишениям, а не-индонезийцы были
заключены японцами в тюрьмы или депортированы.
Оккупация подстегнула силы национализма.
Во главе националистов стоял яванский интеллектуал
Сукарно, который провозгласил независимость
17 августа 1945 года, за два дня до капитуляции Японии.
Однако голландцы вернулись, чтобы вернуть свои колонии, столкнувшись с яростным сопротивлением. На Бали они добились политической опоры среди бывшей знати. Молодежь, стоящая на стороне республики, вела партизанскую войну до ноября 1946 года, когда 94 бойца за свободу под командованием Густи Нгурах Рай погибли в пупутане в Марге. Несмотря на эту победу, голландцы были в неустойчивом положении. Три года спустя они вынуждены были покинуть Индонезию, передав суверенитет 27 декабря 1949 года.

Разоруженность обещанной независимостью процветания не наступило много лет. Партизанские отряды бродили по островам архипелага. Последующие правительства, либо бессильны, либо слишком националистичны, отталкивали иностранных инвесторов. Считалось, что высшая гора Бали, Гунунг Агунг, вымерла, однако она изверглась в 1963 году, убив тысячи людей, разрушив Восточную Бали и вызвав голод. Политическая поляризация усугублялась.

Автократия и реформы

Сухарто на Бали, 1979 год.
30 сентября 1965 года в Джакарте произошла предполагаемая попытка государственного переворота. Сукарно был свергнут малоизвестным генералом Сухарто, который затем возглавил "очистительную" кампанию, в ходе которой были убиты тысячи коммунистов и подозреваемых в симпатиях к коммунистам, а многие внутренние конфликты были жестоко урегулированы. "Новый порядок" Сухарто в конечном итоге принес процветание Бали с возрождением туризма. Первыми современными туристами были путешественники на "хиппи-тропе" конца 1960-х и 1970-х годов. Австралийцы открыли для себя Бали как ближайший курорт. Кокосовые рощи Куты постепенно были заменены "артшопами" и небольшими отелями. В 1980-х и 1990-х годах Южная Бали претерпела трансформацию благодаря строительному буму. Если в 1965 году было всего несколько сотен гостиничных номеров, то к 1999 году число номеров возросло до 30 000.
В эпоху Сухарто развитие происходило за счет гражданских свобод, что было разрушено финансовым кризисом 1997 года. В мае 1998 года Сухарто был вынужден уйти в отставку. Подавленные социальные напряжения привели к вспышке насилия. На Бали после выборов 1999 года было подожжено несколько общественных зданий. Позже на Ломбоке произошли беспорядки, которые, по-видимому, были провоцированы извне; туристы остались в целости и сохранности. Мегавати Сукарнопутри, которая пользовалась поддержкой большинства жителей Бали в качестве кандидата на пост президента, стала вице-президентом. Террористические взрывы 2002 и 2005 годов принесли трагедию на Бали в новом тысячелетии; два человека, ответственных за нападение в 2002 году, были казнены в 2008 году.